farbys: (Default)
http://farbys.livejournal.com ([personal profile] farbys) wrote2014-08-20 10:51 am

"Лондонград", бывшие россияне о русских

Книга о жизни странного города Лондонграда, в отличие от предыдущего поста, крайне непоэтична: как малопоэтичен и тот слой русскоязычного общества, который в нех представлен. В основе сюжета очерки о том, как за последние 20 лет тихой сапой олигархи из бывашего СССР "захватили" Лондон и построили внутри него свой мирок, в котором и варились, а также варили жен, детей, друзей и любовниц. Авторы анонимно общались с самыми разными персонажами, их адвокатами, агентами по недвижимости, аукционными служащими и т.д. Книгу мне подкинула "читать в самолете" моя лучшая лондонская подруга в июле. Автор М.Холлингсворт, 2010 год.


Cамое инересное, что можно узнать из "ЛондонГрада": знаменитая актриса Хелен Миррен, сыгравшая королеву Елизавету в кино и театре, родилась в семье русских белой иммиграции, и зовут ее Елена Васильевна Миронова.

В потоке общих описаний и сведений из разряда "чтиво" в книге встречаются интересные мысли о русских - какими нас видят европейцы и другие русские, давно живущие в Европе. Mеткие высказывания о некоторых допотопных чертах характера бьют не в бровь, а в глаз.


Не буду цитировать все; замечу только, что среди всех отрицательных или странных традиций и привычек особенно выделены вера в судьбу и фатализм. На них указывает масса цитат. После трех недель в России подтверждаю - многие люди в возрасте за 30, например, до сих пор верят в гороскопы и оправдывают ими события. Невозможно услышать от француженки то, что я слышу от русских подруг "ну с мужем сложно, сама понимаешь, он ведь скорпион", "они отлично подходят друг к другу, он как раз рак, а она рыба" или фразу "на этой неделе одни неприятности, не зря написано, что луна в козероге...".

Вот например. "Русские самые яростные и всеядные потребители... Одержимость покупанием дорогих вещей происходит возможно из фаталистического подхода к жизни... Идея сбережений на черный день непопулярна в России. Русские считают, что если ты держишь деньги на черный день, он обязательно придет. Вместо этого они думают, что гораздо лучше купить туфли Маноло Бланик. Никто не допустит, чтобы у девушки в таких туфлях произошел черный день". Сказано отлично, но я бы поспорила с первым утверждением. В небогатых советских семьях (из которых происходит большинство так называемых "новых русских") сберегать на черный день учили с детства.
При этом фаталистическое отношение к жизни имеет в глазах авторов книги пессимистический наклон: "Вековая история взаимоотношений людей и власти в России привели к постоянному ощущению незащищенности и нервозности. Даже новые миллиардеры и их семьи уверены, что завтра они могут просто так все потерять. Не даром популярная русская поговорка гласит: от тюрьмы и от сумы не зарекайся".

"Мы не обращаемся к будущему, не имеем к нему отношения, не думаем о нем, не планируем. Я живу только сейчас, и если сегодня все отлично - все равно, что будет завтра. Многие русские на полном серьезе верят в судьбу". С этим трудно не согласиться: приезжая в Россию, постоянно слышу "Все будет хорошо". Ее говорят повсюду и на каждом углу, по поводу и без. И особенно это любят повторят, когда реальные факты говорят как раз о противоположном.

Целая страница посвящена любви семей олигархов селиться в квартале вокруг магазина Харродс. И если раньше, в 90-х, "понты" бывших бедных были в новинку, то оказывается, что эта провычка до сих пор себя не изжила. Читать очень смешно, особенно когда попадается такой анекдот: новый русский на смертном одре говорит жене "Ольга, когда я умру, пообещай мне напоследок похоронить меня рядом с Харродс". Жена в шоке "ты же такой богатый, можешь себе купить целый мавзолей в Москве!", но муж прерывает "По крайней мере я буду уверен, что ты будешь навещать меня раз в неделю".


Capture d’écran 2014-08-20 à 10.48.39 Capture d’écran 2014-08-20 à 10.48.26

[identity profile] zelenaja-koshka.livejournal.com 2014-08-20 10:04 am (UTC)(link)
"тот слой русскоязычного общества, который в НЕХ представлен"
)))) Че-то ржу . Опечатка по Фрейду. Но очень точная и к месту.)))
Про фатализм и "черный день" -совершенно точно. Поколение выросшее в "эпоху перемен" никогда не сможет поверить, что от них в этой жизни что-то зависит, судьба бросала людей как пушинки. Да и новый закручивающийся "виток" российской истории в очередной раз это подтверждает.

[identity profile] farbys.livejournal.com 2014-08-20 11:36 am (UTC)(link)
Тут я не спорю - фатализм идет от незащищенности. Перед сильным, выщестоящим, при неработающей судебной и социальной системе, как и было в тот период, когда старшее поколение рослo.

[identity profile] je-suis-marie.livejournal.com 2014-08-20 10:40 am (UTC)(link)
про сбережения: тут даже не столько вопрос в умении откладывать деньги, сколько в умении находить и пользоваться более дешевыми вариантами. То есть многие русские считают, что желание найти какой-то товар подешевле - это зазорно, а вот покупать не глядя на ценник - это почетно

[identity profile] farbys.livejournal.com 2014-08-20 11:49 am (UTC)(link)
Покупать не глядя на ценник очень удобно и хорошо; это замечательное свойство кошелька, которого можно только пожелать - если "товар" запал в глубину души :). В книге же много говорится о другой главной мотивации - швырнуть на кон все, лишь бы перещеголять со-товарищей по лондонграду. Инвестиция в имидж и репутацию такая своеобразная.

Но эту мотивацию состоятельных людей я гораздо больше понимаю и принимаю, чем, например, граждан со средним и низким доходом, которые живут и покупают в кредит (если только речь не о кредите на недвижимость). Во Франции уже целые телерепортажи бьют в набат: при низком доходе набираются кредиты на мелкие покупки, технику, путешествия - это же так легко, когда не видишь реальных напечатанных денег. Так что отсутствие бережливости касается всех, и у бедных оно зазорнее, чем у богатых будет.

[identity profile] ksyu-zanna.livejournal.com 2014-08-20 01:09 pm (UTC)(link)
ПРо Хелен Миррен - сразило наповал!

ЕЩе, имхо, не копить на черный день - это новая привычка, из 90-х, когда в любой момент деньги могли (и могут) обесцениться. В принципе русским она не свойственна, это рыночные уроки.

[identity profile] farbys.livejournal.com 2014-08-20 02:06 pm (UTC)(link)
В этом контексте как раз и говорится теми, кто уехал как раз после 90х, все верно. И сейчас все же откладывают, но такой разветвленной системы всяких страховок и "банковских планов" как в Европе, мне показалось, что пока нет в российских банках, хотя могу ошибаться.

В отношении очень богатых людей (неважно как разбогатели) это вообще относительный вопрос: кому-то кажется, что какая никакая сумма у них всегда будет, а для привыкшего к очень большим деньгам это и есть черный день :)
Edited 2014-08-20 14:10 (UTC)

[identity profile] tropicaliente.livejournal.com 2014-08-20 06:22 pm (UTC)(link)
Надо будет купить книжку, почитать на досуге. Кстати, наши здешние китайцы и индусы еще как верят в гороскопы. :) Это - целая наука! Они к выбору жены/мужа подходят по-научному.

[identity profile] farbys.livejournal.com 2014-08-21 07:09 am (UTC)(link)
Не самый лучший способ выбора спутника жизни, хоть и идет из целой философии. Об этом интересно почитать, но никак не оправдывать проблемы в жизни и семье каким-нибудь "кольцевым браком" по зодиаку или приворотом. Во Франции гороскопы, обряды, предсказания очень популярны у чернокожих коммьюнити, там просто гадалка на гадалке сидит. Белых гадалок у нас не бывает)))))

[identity profile] rider3099.livejournal.com 2014-08-22 01:17 am (UTC)(link)
Очень любопытная книжка!

[identity profile] farbys.livejournal.com 2014-08-24 10:29 pm (UTC)(link)
Да, интересно, правда не все :)

[identity profile] ishmenev.livejournal.com 2014-08-22 10:50 am (UTC)(link)
А мне понравилась книга. Ее же английский (не русский) журналист написал, при том довольно талантливо с точки зрения жанра... Другое дело, что она старая. Уже после издания по этой теме были выпущены книги, сериал, а в России - началась мода на глянец и просто дисскуссии "про русских в Лондоне" (то есть эта книга была первой)
По-моему, сама тема живучая)) и уже перешла в новое качество. Скажем, сегодняшние русские стали настолько влиятельны, что перед ними прогибаются самые известные представители моды и политики (хотя в книге автор гнет линию, что "русских не признают"). Мне кажется, особое влияние оказали США, куда русские пришли позднее...а там другой подход - как на этом заработать)) Кроме того, интересно наблюдать за сегодняшней модой на аукционы (в книге об этом мало). Именно русские задали тренд на скупку и перепродажу "современного искусства", сделав последнее таким популярным в последние годы... Лично я считаю, эту тему очень показательной со многих сторон. Хотя она немного beyond))

[identity profile] farbys.livejournal.com 2014-08-22 05:30 pm (UTC)(link)
Я не увидела тех акцентов, что у тебя - вынесла как раз то, что под русских прогибались, делали это именно в Лондоне, и как раз с целью как можно больше на них заработать местным (другие причины для прогибания сложно найти). США переняли эстафету, возможно, в последнее время; но в 90-2000е налоговая и юридическая политика там была намного менее френдли, чем в АНглии, сильнее желания заработать - так об этом рассказано в книге во всяком случае.

[identity profile] ishmenev.livejournal.com 2014-08-22 06:03 pm (UTC)(link)
Да я и не писал ни про какие акценты))) но, кто ищет, тот всегда найдет)))

Наверное, все-таки старая книга

(Anonymous) 2014-08-22 09:34 pm (UTC)(link)
Люди в любой стране разные. Есть и среди русских люди очень образованные, успешные, не верящие ни в судьбу, ни в гороскопы, а верящие в основном в себя. И даже вполне приличные и воспитанные есть. И довольно много :-) Нельзя всех под одну гребенку, даже богатых. Нельзя судить о нации на примерах олигархов (читай - бандитов), которые успели нахапать денег в лихие 90-ые и спрататься в туманах.

Пожив немножко в Азии, совсем не согласна с тем, что русские так уж сильно верят в судьбу:-) И с тем, что русские - самые яростные и всеядные потребители.. Кто выстраивается в очереди в Louis vuitton?! Мне кажется, что у нас как раз нуворишеский менталитет себя изживает. Он уже не в почете. А в Китае как раз в полном цвету.

И наших уже не так уж видно за границей, как раньше. Особенно новое поколение. Сейчас уже не так модно выпендриваться. Сейчас другие интересы у молодежи. Скорее это осталось у более страшего поколения, у которого ничего не было, или было как у всех. И было очень важно показать, что у тебя есть хоть что-то, что отличает от массы. Это же, скорее всего, осталось и у тех "олигархов", про которых идет речь в книге.

И про француженок, которые не верят в гороскопы, не очень согласна - когда мы ходили по магазинам выбирать кое-какие товары для новорожденного, я первое время удивлялась, что после вопроса о дате рождения первая реакция со стороны продавца - это как раз разговоры про знак зодика. Это были белокожие француженки :-) А от своих русских подружек я уже таких разговоров что-то не слышу... Люди разные. Повторюсь - везде

В России много что меняется в обществе и довольно быстро. Меня, например, радует нынешняя молодежь. Она очень позитивная, на мой вгляд. И девушки всё еще самые красивые:-) Наверное, вот по этому признаку сейчас проще всего определить русских (или экссоветских) туристок за границей - приятно посмотреть. Например, русские девчонки выгодно отличаются от марширующих по Парижу стремительной мужской походкой с сигаретой в зубах вечно нечесанных француженок:-) В наших еще осталась женственность. Даже уже без каблуков и тонн макияжа. Но это уже другая тема...

Re: Наверное, все-таки старая книга

[identity profile] farbys.livejournal.com 2014-08-23 09:05 am (UTC)(link)
Книга 2010 года - это указано в посте. Все что вы написали скорее адресовано авторам книги. Параграф про гороскопы, написанный от себя, основан на моем личном опыте - у вас он другой, но это ничего не меняет. В контексте интересного по сути комментария разочаровал последний абзац про женственность, "русские самые красивые" и "нечесанных фарнцуженок" - эти выражения и штампы уже набили оскомину на полях русскоязычного интернета.

Вера русских женщин в "женственность" неистребима, она намного сильнее веры в гороскопы. Восточно-европейки кладут себя на алтарь женственности с младых ногтей, отказывая себе в расслабленности, ограничивая себя, желая понравиться мужчинам и потому что мама так учила и еще масса причин. "Да она как пацанка", "ходит как мужик", "нечесанные европейки", "зимой и летом в джинсах" - запросто осудит других 18 или 25-летняя русская. Ей всего-то 25, фрацуженки еще девчонки в этом возрасте, а послушать - 80-летняя старуха ворчит и клеит ярлыки.
Все это почти не относится к тем, кто давно живет не в России. Кстати, француженка вряд ли бы написала о нечесанности англичанки, например, ей это не к лицу.

Re: Наверное, все-таки старая книга

(Anonymous) 2014-08-24 09:00 pm (UTC)(link)
Я, наверное, действительно смотрю на Францию и француженок другими глазами и вижу не то, что видят русские, давно живущие не в России :-)
Но о француженках я, действительно, сказала не в тему. Скорее, от обиды за русских и от несоответствия описанной Вами картинки о прекрасных француженках со своим собственным опытом общения с ними:-)
А все цитаты из книги и рассуждения от том, кто такие русские - тоже, не более чем штампы. Тем более странно, что Вы так радостно поддерживаете вот эту "отсталость" русских, потому что, если я правильно понимаю, Вы - тоже русская. Хотя, этот факт мог уже и подзабыться, если Вы тут давно живете:-)
Хотя... я довольно часто слышу подобные высказывания о русских от "бывших" русских (не только во Франции). И пытаюсь понять с чем это связано. То ли от попытки полностью мимикрировать под "новое" общество, закрывая глаза на все его недостатки, и максимально оторваться от "бывшего" прошлого, порой разрывая все связи. Вплоть до того, что с собственными детьми перестают разговаривать на родном языке, предпочитая не самый хороший уровень "нового" языка. На мой взгляд - это даже опасно для психического здоровья. Я даже видела печальные последствия таких попыток. То ли от попытки внутренне оправдать свое присутствие в "новом" обществе и подчеркнуть правильность своего выбора. То ли от наличия каких-то комплексов за своё просхождение. Хотя что плохого в том, чтобы быть русским?
В любом случае, грустное зрелище...

[identity profile] larissapub.livejournal.com 2014-08-24 05:03 pm (UTC)(link)
Интересно было бы почитать)

[identity profile] farbys.livejournal.com 2014-08-24 10:27 pm (UTC)(link)
Чтиво для поезда или самолета в самый раз :)

[identity profile] il-canone.livejournal.com 2014-08-27 08:13 pm (UTC)(link)
кстати, я замечала не раз, для русских, живущих во Франции и в Англии ( в основном) лондонские олигархи - просто бельмо в глазу. Не понимаю, почему. А понять их сможет тот, кто их по-настоящему знает, а не английская журналистка. Ну да, Вы правильно написали - из книги можно понять, какими они выглядят в ЕЕ глазах (и в глазах ее друзей и подруг, я думаю, так как наверняка она эту тему обсуждала в своем кругу). Думаю, что далеко не всегда она попадает в точку. А насчет сбережений - а кто вообще знает о сбережениях посторонних людей? что об этом говорить, ведь эта тема - как айсберг, видна лишь надводная часть

[identity profile] farbys.livejournal.com 2014-08-27 08:58 pm (UTC)(link)
Книга мало идет в глубь, это серия очерков (глав) скорее описательных и хронологических, с фактами, датами, ну и привлечением близких к этому кругу людей и русских и англичан, работавших непосредственно с ними - в основном это хозяева агентств "по установке связей", организации мероприятий, недвижимости, ну и русских среди них не мало. Многие высказывания датуются концом 90х началом 2000х, когда тратить и быть на виду и правда было модно. С 2000х тенденция все более к незаметности внешней - но по прежнему заметности в своем кругу.

это интересно

[identity profile] lenochka-lenusi.livejournal.com 2014-09-02 12:13 pm (UTC)(link)
это всё, конечно, интересно...
но я не люблю, когда ОБОБЩают
я, правда, не люблю штампы..
и с возрастом всё больше и больше не люблю разные штампы....
например, я не люблю штамп, что русские ПЬЮТ
да, они пьют
но мне не нравится, когда я заказываю минеральную воду и кто-то *зная, что я из России*, намекает, что он удивлен, дескать, я по его понятиям должна что-то поКРЕпче заказать
если не спирт то хотя бы водочки
хахахаха
или кто-то считая, что ВСЕ БАБЫ дуры, удивляется, есть я что-то умное сделала или сказала...
ну и так далее....

Re: это интересно

[identity profile] farbys.livejournal.com 2014-09-02 04:39 pm (UTC)(link)
Наше личное отношение может быть негативным к тому, что русские пьют. Но они пьют, как ты сама говоришь, и это факт (точно так же как верят в приметы, например). Ты этого не делаешь - но ты и обижаться не должна, когда кто-то удивляется "почему не водка". Я такое много раз слышала, и мне все равно, я смеюсь вместе с ними, ведь это не обо мне. Для всех наций есть обобщения-штампы, сложившиеся издавна на основе реальных фактов. Не видела, чтобы французы обижались на фразу "а вы едите лягушек?". Французы рассказывают анекдоты о бельгийцах, как мы о чукчах, набитые штампами. Бельгийцы тоже над этим смеются и никогда не прнимaют лично, если к ним не относится то качество, которое фигурирует в штампе. Обидчивость на штампы характерна для русских намного больше, чем для французов.