farbys: (Masha Sharova Piano)
http://farbys.livejournal.com ([personal profile] farbys) wrote2020-04-29 05:26 pm

"Осенняя соната" Бергмана

Бергман - поэт самоизоляции. Его персонажи живут на добровольном карантине. До прошлой недели я ни одного фильма Бергмана не видела, и начала сразу с полного фиаско.

У меня есть здесь подруга, еще по консерватории, с которой мы тогда даже не знали друг друга, а сейчас задружились. Она пианистка, начитанная, насмотренная, с большим интеллектуальным багажом. Общаюсь с ней с удовольствием и жалею, что не могу поддержать разговор иногда. В начале карантина созвонились, она довольная лежит на диване и смотрит фильмы Бергмана. Рассказала мне, что Бергман - ее любимый режиссер, новатор, сыпала деталями, которые ей нравятся. Я ей призналась, что не видела ничего, она сказала, что стоит посмотреть.

Я предложила мужу - как мы пересмотрели все фильмы про Джеймса Бонда, сделаем марафон по Бергману.
Муж уже видел несколько фильмов Бергмана и отказался. Зачем тебе, говорит, фильмы Бергмана, ты же не смогла смотреть Тарковского? На что я сказала, что Зеркало, Рублева и Ностальгию я действительно не смогла, но Солярис и Сталкер я люблю.

Погуглила, какой фильм Бергмана самая вершина и самый скачиваемый, было написано - "Персона". Я скачала. Случайно где-то внизу списка увидела название "Осенняя соната", подумала, что про музыку и тоже скачала.

Уже с первых кадров "Персоны" я поняла, что brace yourself, будет тяжело, но дала себе слово не перематывать. Общий сюжет: две женщины проводят время в самоизоляции, одна ухаживает за другой и делится с ней чувствами и событиями из своей жизни. Стиль напомнил Дэвида Линча, когда все непонятно и гротескно. Отдельные монологи интересно слушать, но в целом я мало поняла, в конце было совсем тяжко.

Пошла в Википедию, чтобы понять, а там написано: этот фильм единодушно признан лучшим в творчестве Бергмана, вершина, один из шедевров мировой классики. Мне поэтому кажется, что вот такие фильмы - это как балет или классическая музыка; если с юных лет не привить их смотреть и слушать, потом уже все потеряно, не увидишь смысла в этом, будет как об стенку горох.

С большим опасением я приступила к "Осенней сонате". И это было как откровение. Это было почти про меня, я поняла все, я увидела себя на экране. К музыке фильм не имеет отношения.

Сюжет: скромная женщина средних лет с мужем и с сестрой-инвалидом тихо живут в самоизоляции в глухом месте. После многолетнего отсутствия навестить дочерей приезжает мать - яркая известная пианистка, жившая всю жизнь музыкой, зрителями, турне. Фильм построен на диалоге дочери с мамой, в котором все тщательно скрываемые детские порывы и страдания дочери от холодности матери в детстве доводятся до апогея.

Кульминация фильма - потрясающий 10-минутный монолог дочери (актриса Лив Ульман), который я смотрела в оцепенении со слезами. Мои собственные отношения с мамой казалось бы не имеют ничего общего, там не было холодности, мама меня как раз любила, но наоборот, в гипертрофированной форме. А вылилось это во многом в те же чувства, о которых кричит на разрыв аорты в фильме дочь, уже взрослая женщина средних лет. Более того, подобный диалог у нас с мамой уже был, со слезами и взаимными обвинениями и просьбами прощения.

Девушки и парни, страдающие от конфликтов или непростых отношений с родителями (а у кого они простые?), посмотрите "Сонату", не проходите мимо. Вы испытаете своего рода катарсис, желание понять или простить тех, кто не сумел по другому. Вот я пишу это, а снова слезы на глазаx, хотя фильм неделю назад смотрела.




Оттуда же оказалась известная цитата-мем

[identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com 2020-04-29 03:27 pm (UTC)(link)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Кино (https://www.livejournal.com/category/kino?utm_source=frank_comment), Музыка (https://www.livejournal.com/category/muzyka?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

[identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com 2020-04-29 03:40 pm (UTC)(link)
Прочитала с интересом! Значит, Сонату смотреть, а Персону не смотреть, главное - не перепутать) Но надо еще решиться. В с той подругой Сонату потом не обсуждали?

[identity profile] farbys.livejournal.com 2020-04-29 03:49 pm (UTC)(link)
еще не успели, не обсудили! я жажду узнать, как она это видит :)
Знаю, что любимый фильм подруги "Седьмая печать". Там смерть играет с героем в шахматы, одна из лучших постановок в истории кино. Но муж в свое время досмотрел с трудом.

По Персоне, ты человек все-таки в важнейшем из искусств насмотренный, тебе Персону тоже надо. Я еше скачала после Сонаты, под впечатлением, два фильма, но еще не смотрела.
Тарковский прямой потомок, и Линч, как я прочла в Вики - это о Персоне. Но если о Сонате, то только Тарковский очень близок, не Линч.
Edited 2020-04-29 15:52 (UTC)

[identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com 2020-04-29 03:52 pm (UTC)(link)
Я-то насмотрена, но в последнее время больше по детективчикам) Избегаю страдательного и мутного. Хотя Тарковского одолела. Но Рублева, помню, посмотрела, когда дома интернета не было, а из скаченных фильмов - только Рублев) Понравился, но если б был интернет и другие варианты - могла бы и не собраться) Но вполне вероятно, что еще поймаю настроение и посмотрю Бергмана.

[identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com 2020-04-29 03:56 pm (UTC)(link)
Ты знаешь, я иногда смотрю классику кино и признанные шедевры и понимаю, что всему свое время. 40-50 лет назад это было новаторски, и с этого потом другие режиссеры пошли, но сейчас есть фильмы ничем не хуже, а даже и лучше, и ритм жизни уже другой и вообще многое поменялось. Помню, посмотрела я "Амаркорд" Феллини - мда) эротические фантазии Феллини ясны, но почему это шедевр? "Девят с половиной" того же автора мне намного больше понравился.

[identity profile] farbys.livejournal.com 2020-04-29 05:40 pm (UTC)(link)
Ооо, так не честно, ты пошла махать тяжелой артиллерией, Феллини, а я из Бергмана еще живой не вышла))) с другой стороны, а когда еще если не на карантине??

[identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com 2020-04-29 06:08 pm (UTC)(link)
Феллини веселенький, там пляшут, поют, посмотри 9 с половиной при случае, он стильный, чб, с Марчелло Мастрояни в роли режиссера, который запутался в женщинах)

[identity profile] nadinefrancaise.livejournal.com 2020-04-29 04:08 pm (UTC)(link)
О, слушай, если тебе зашел немного Бергман то очень советую Adieu, plancher des vaches! Иоселиани, для карантина отличное кино! (если ты еще не смотрела, конечно)

[identity profile] farbys.livejournal.com 2020-04-29 04:12 pm (UTC)(link)
Что ты Надя, конечно не смотрела, я только имя режиссера знаю))) вот из-за тебя списочек мой опять распух :/

[identity profile] nadinefrancaise.livejournal.com 2020-04-29 04:28 pm (UTC)(link)
Ой, и Фавориты луны его не смотрела?
Я прямо тебе завидую честно!

[identity profile] farbys.livejournal.com 2020-04-29 05:43 pm (UTC)(link)
Ну какое там, у меня с кино все плохо, я маст-си не смотрела, мастодонтов всяких из вечных памятников вот только начинаю по капельке, и еле идет, а ты! :)

[identity profile] nadinefrancaise.livejournal.com 2020-05-01 04:29 pm (UTC)(link)
Да я тоже не по кино, но некоторые фильмы прямо ах.

[identity profile] marvellous-lynx.livejournal.com 2020-04-29 07:41 pm (UTC)(link)
Посмотрите тогда ещё "Фанни и Александр" полную версию (не ту, которая для кинотеатра, урезанную). Она 8 часов, что ли, длится. Хороший фильм. Понятно, что ничего это слово само по себе не скажет, но всё же - шедевр.

[identity profile] farbys.livejournal.com 2020-04-29 10:41 pm (UTC)(link)
Я как раз его собиралась скачивать, но в последний момент заметила неестественно большой размер файла, погуглила и увидела, что около 5 часов фильм... не верила своим глазам. Оставлю его на чуть позже :)

[identity profile] alexadmin.livejournal.com 2020-04-29 09:04 pm (UTC)(link)
В наше непростое время надо смотреть "Меланхолию" Триера. Это я из топа набежал, извините если что.

[identity profile] farbys.livejournal.com 2020-04-29 10:39 pm (UTC)(link)
Как вы правы! за последний месяц я вспоминала не раз Меланхолию

(Anonymous) 2020-04-29 09:18 pm (UTC)(link)
У меня мама как раз засела за Бергмана и влюбилась. Ей как раз Седьмая печать особенно понравтлась. Но у меня мама в принципе склонеа к философии:). А у меня любимый Фанни и Александр. Последний и самый светлый его фильм.

[identity profile] farbys.livejournal.com 2020-04-29 10:43 pm (UTC)(link)
Вот я как чувствую, что седьмая печать мне не зайдет. Но я дала себе слово не перематывать, что бы не случилось :))

[identity profile] brachistochrone.livejournal.com 2020-04-30 03:32 am (UTC)(link)
Смотрела "Сонату". Не срезонировало, но боль почувствовала и разделила. Смотрела "Фанни и Александр" - действительно пять часов, и он пополам: светлая живая сторона и столь же тёмное зло, которое будет побеждено, но смотреть на него очень тяжело.

[identity profile] farbys.livejournal.com 2020-04-30 03:51 pm (UTC)(link)
Боюсь подступиться к "Фанни" из-за долготы... но надеюсь осилю!

[identity profile] brachistochrone.livejournal.com 2020-04-30 06:04 pm (UTC)(link)
Ну он не скучный.

[identity profile] skazka-bochki.livejournal.com 2020-04-30 11:21 am (UTC)(link)
«Сонату» тоже давно собираюсь посмотреть; на меня сильнейшее впечатление «Сцены из супружеской жизни» произвели: на вопрос, кто виноват, там нет ответа - как, пожалуй, часто бывает и в реальности...

[identity profile] farbys.livejournal.com 2020-04-30 03:53 pm (UTC)(link)
Спасибо, буду смотреть!! Про вину в таких жизненных сюжетах - как про дорожное движение на крупных площадях, если что случилось, виноваты все :)

[identity profile] oregonia.livejournal.com 2020-04-30 11:55 am (UTC)(link)
Посмотрю "Сонату"! Бергамана какие-то фильмы я только в юности смотрела, и ничего не запомнила(( И из комментов напомнили о Иоселиани, спасибо!- тоже хочу посмотреть! Я его в школе узнала от подруги, она большая его поклонница, но я смотрела только Покаяние.
"Зеркало" Тарковского вот буквально пару ней назад смотрела- очень зашел, потряс операторской работой! ну и Феллини надо посмотреть- вообще понимаю сейчас, что не фига не смотрено, не читано))

[identity profile] farbys.livejournal.com 2020-04-30 03:56 pm (UTC)(link)
Люблю Терехову, и ради нее когда-то начинала смотреть, но не смогла закончить :( Иоселиани уже в списочке

[identity profile] oregonia.livejournal.com 2020-04-30 04:32 pm (UTC)(link)
я из-за Тереховой и стала его смотреть- на днях ее интервью смотрела, как она стихи читает!

[identity profile] oregonia.livejournal.com 2020-04-30 04:34 pm (UTC)(link)
Чето я с Иоселиани запуталась)) "Покаяние" сама сейчас решила пересмотреть, и это вообще Абуладзе оказался) В общем, тоже список разрастается)

[identity profile] olgasabo.livejournal.com 2020-04-30 02:41 pm (UTC)(link)
Интересно, что я однажды посмотрела фильм Бергмана "Сцены из супружеской жизни" именно благодаря вам: вы писали о фильме "Нелюбовь" Звягинцева, и где-то было упомянуто, что он вдохновился этим фильмом Бергмана. Не скажу, что тема мне у очень близка, но посмотрела на одном дыхании, и много размышлала потом... И чувствую, что надо найти спокойное время, чтобы продолжить знакомство. Ну, артхаус и постмодерн на меня накатывают приступами)
Я жуткая невежда относительно кино, оно в молодости прошло мимо меня, мало что помню и что нравилось, и только вот несколько лет назад я внезапно заинтересовалась, начала с классики- Бунюэль, итальянцы, внезапно Хичкок, жанр нуар тоже... "Сколько нам открытий чудных..." :-))

[identity profile] farbys.livejournal.com 2020-04-30 04:00 pm (UTC)(link)
"Сцены супружеской жизни" уже во втором комменте фигурируют, точно буду смотреть! "Нелюбовь" вспоминаю, жуткий фильм, "высокие отношения" - даже пост где-то писала год назад, точно!
Может, не нужно такое на карантине... итак невесело :)

[identity profile] olgasabo.livejournal.com 2020-05-02 07:28 pm (UTC)(link)
Да, наверное, лучше не на карантине смотреть. С другой стороны, когда хорошее настроение, не нужно его омрачать тяжелыми фильмами...

[identity profile] oregonia.livejournal.com 2020-04-30 03:12 pm (UTC)(link)
я посмотрела, но мне он не откликнулся. Интересно, что дочь обвиняет мать, жестоко обвиняет- не додала, не долюбила, испортила жизнь, несчастное детство. Но ей мать правильно говорит- а какое было мое детство? меня не любили, не ласкали, просто не замечали. Она стала пианисткой, нашла свое дело, свою страсть в этом.
Для меня здесь, обе женщины несчастны, т.к у обеих не было ролевой семейной модели. но дочь крайне жестока. и не вызвала сочувствия(( Ну и все остальные, замешанные в эту семью тоже несчастны. Все здесь жили без любви. по цепочке.
Edited 2020-04-30 15:17 (UTC)

[identity profile] farbys.livejournal.com 2020-04-30 03:50 pm (UTC)(link)
Интересно, спасибо за коммент! Я не нашла дочь специально какой-то жестокой, у нее свои аргументы - но понятно, что у матери свои в ответ, именно так и наш диалог с мамой происходил в свое время :)
В финале фильма мы видим - в защиту дочери - что она не удержала зло, а сделала верные выводы - и мне приятно с личной точки зрения, что и мои внутренние обиды не взяли вверх, и я смогла сама услышать маму (надеюсь).
На мой взгляд, замечание нам с дочерью здесь можно скорее в том, что мы уже взрослые барышни, но по прежнему хотим, чтобы мама приголубила, признала своё жестокое обращение и горько раскаялась :)))))))

[identity profile] oregonia.livejournal.com 2020-04-30 04:41 pm (UTC)(link)
да! искренне поговорить и объясниться- вот это очень ценно. Бывает так, что никто никому ничего не говорит, все только внутри перемалывается/переживается. Не поговорить и сохранить обиды, или думать, что на тебя самого у кого-то обиды остались, это тяжело.

[identity profile] rider3099.livejournal.com 2020-05-01 12:38 am (UTC)(link)
Спасибо, может Сонату и посмотрим