Entry tags:
Лу, 10 лет, дружит с метрономом. Пьесы для фортепиано американских композиторов
Я еще не поняла, баховичка Лу или шопенистка. Пока ни то ни другое; разбираем пьесы медленно - девочка старательная, но отдельного сольфеджио нам очень не хватает. В прошлом году мы преодолели перевал, совершили традиционный у ресурсных детей переход к композиторской музыке для детей, к которому российские сборники хорошо готовят.
С музыкальной выразительностью у Лу пока непростые отношения складываются; красоту музыки нюансами и динамикой, фразировкой показать не может. Думает о нотах, а как только пьеса в руках - стесняется.
В декабре я дала ей редкую пьесу - "Индейскую серенаду" американки Марты Майр. Лу она очень понравилась, а я решила, что будем разбирать, а не вкладывать в руки; и наивно думала, что будет легко, ведь везде повторы. Но как оказалось, мы с ней никогда ранее не играли такой тип текста - мелодию с арпеджио (независимость рук) и контрастную середину. Синкопированный ритм и широкие скачки в левой руке добавили работы. Петь стесняется.
Как же было тяжело соединить руки! Про музыкальность и речи не шло. Когда у ресурсного ребенка случается блокировка на тексте, я достаю из широких штанин метроном - даже для медленной музыки работа с ним дает выдающиеся результаты по сравнению с тем, что было. Две недели Лу работала с метрономом. И сейчас получается не только текст, но иногда слышно и музыку - хотя ясно разделить вес рук (мелодия против аккомпанемента) еще мало получается, левая рука любит погреметь.
Лу уже умеет играть с метрономом. Впервые она с ним встретилась в этюде "Стрекоза" Уильяма Гиллока. Главные риски пьес для фортепиано в быстром темпе — нерегулярность, загон, забалтывание — все тут как тут!
В "Стрекозе" мы с моими юными учениками впервые учимся работать с метрономом. Дело это тяжелое и неблагодарное; пока не умеешь — ненавидишь метроном всей душой.
Но это как посмотреть.
Здесь главное дать понять ребёнку (или взрослому ученику), что метроном не враг наш, а лучший друг. Он не запихивает в рамки, а наоборот — избавляет нас от лишних вопросов! Нет больше необходимости считать, надо просто «отдаться» ему (уж простите) и механически следовать, и все будет хорошо.
Преподаватель. должен посвятить один урок полностью работе с метрономом. Не нужно играть всю пьесу, одной фразы будет достаточно, главное добиться результата на уроке, чтобы ребёнок мог сам сделать дома.
А 15 минут чисто показать принцип — недостаточно, и даже вредно.
Помним, что метроном может морально травмировать неокрепшую психику, и если вы поскупились на время или поленились, у неопытного ученика сложится впечатление, что ничего не получится, и что это подозрительный предмет. Привить доверие и правильный подход к метроному с детских лет - наша учительская задача.
Результат работы с метрономом у Лу в прошлом году. Заносит, но со следующим видео большая разница.
На втором видео игра после разбора и ДО знакомства с метрономом.
При недостатках техники явный результат: не только улучшилась ритмичность и регулярность, но и знание текста. Быстрое выучивание текста наизусть - положительный побочный эффект работы с метрономом.
Следующая жертва метронома будет Рафаэль, 10. Разучил вариации Берковича "Во саду ли в огороде", и понеслось.
Познакомились с метрономом в прошлом году на Этюде Берковича / Паганини в легкой версии.